- Светлана, как строилась программа, кто прошел отбор и попал в число участников?
- Обучение состояло из четырех очных модулей - в Москве, Сочи, Нижнем Новгороде и Казани, первый проводился дистанционно. Для этой группы эксперты Сколково впервые создали программу обучения в сфере туризма и гостеприимства.
Участники представляли самые разные сферы – приехали люди, занимающиеся отельным бизнесом, инвестиционными проектами в сфере horeca, управляющиересторанов, либо собственники или ТОП-менеджеры компаний.
- Каковы были ожидания от программы и оправдались ли они?
- Мой предыдущий опыт разного рода обучений основывался на получении знаний путем лекций. Здесь вся работа шла в формате воркшопов. Разбирали глобальные темы – потребление в туризме, культурно-познавательный туризм, эксклюзивный туризм и другое. Я выбрала для проработки туризм потребления, так как, на мой взгляд, в современной ситуации это наиболее соответствует массовому запросу.
Каждый, кто приехал на обучение, планировал заниматься и прокачивать свой бизнес. Но оказалось, что мы, разделившись на группы, должны будем выбрать один проект и работать над ним вместе. Я изначально не делала акцент на доступной среде, не убеждала людей в том, что нужно взять проект, связанный с инвалидами. Это далеко не социальная программа, это чистая среда бизнеса. И пока еще проблемы людей с инвалидностью больше воспринимаются как благотворительно-социальный уровень. Убеждать кого-то в том, что туризм для людей с инвалидностью – это то, что также может способствовать развитию территорий и на чем можно зарабатывать деньги, точно не входило в мои планы. Я туда пришла не для того, чтобы кого-то в чем-то переубеждать, а взять для себя новые знания.
Сколково учит работать совершенно по-новому, по сравнению с тем, как мы привыкли реализовывать проекты. Пять дней большую часть времени работаешь в группе над проектом. В начале следующего дня делали презентацию достижений за предыдущий день.
Пожалуй, для меня самым важным оказалось возможность по-новому осмыслить понимание команды. Ты постоянно находишься в состоянии нетворкинга. Общение подкидывает тебе непростые ситуации, и это тоже школавыстраивания коммуникаций, умение гибко среагировать на определенные вызовы.
Изначально мы взяли для проработки тему оздоровления и оказания туристических услуг уровня «санаторий нового формата». А в результате обсуждений, споров и дискуссий вышли в тему осознанного потребления в туризме.
- Вы начали обучаться до 24 февраля (дата начала спецоперации в Украине – прим. автора), а закончили уже в ситуации развития событий. Повлияло ли все это на развитие программы?
- Я помню тот день, когда все случилось, как раз шел модуль. В то утро все пришли в напряге. Некоторые в Ростове живут, девчонки с Крыма прилетели, все сидели в телефонах, читали новости. Но модераторы постарались вернуть всех в состояние «здесь и сейчас», призывалиабстрагироваться. Курс не остановили. И решили не обсуждать политику в рамках курса. Мы выдержали это условие.
Но приехав уже на следующий модуль, многие группы переформатировали свои проекты, в презентациях часто звучала фраза «с учетом текущей ситуации». Пришлось больше ориентироваться на платежеспособность людей, мы думали о том, а как теперь целевая аудитория будет вести себя с учетом всех факторов, которые существуют. Ведь главное условие программы - чтобы все проекты были реалистичными.
В целом уже в рамках следующей встречи чувствовалось, что люди адаптировались, многие пришли в себя и начали действовать, исходя из предлагаемых обстоятельств. Ноя думаю, что если бы всех этих событий не произошло, то проекты были бы более яркими.
- Какие основные принципы можно выделить в обучении?
- Концепция Сколково – сделать успешных людей еще более успешными. Но при этом человек, который заходит в программу, должен понять, что ему есть чему учиться. Еще один принцип - если ты заходишь на новый проект со старыми понятиями, то у тебя получится старый проект. Ты должен менять себя.
Если ты с кем-то разговариваешь и тебя не поняли, это не проблема того человека – это твоя проблема. Значит, ты не правильно выбираешь понятия. Сначала мне это показалось странным, а потом пришло осознание, что так и есть. Точность воспроизведения мыслей, без двусмысленностей, чрезвычайно важна.
- На твой взгляд, есть ли базовое понимание, что услуги туризма априори должны быть доступны для всех?
- Пока нет, даже в таком прогрессивном пространстве, каксреда Сколково. И по своим одногруппникам я чувствовала, что они порой напрягаются. Существует общепризнанная догма – услуги должны быть доступны. Однако на практике многие аспекты не учитываются. К примеру, санатории или гостиницы уровня люкс, весь сервис не предназначены для людей с инвалидностью. Обычный стереотип - место для отдыха инвалидов должно пахнуть больницей, там все просто, как в советском санатории. И даже если внешне все стараются казаться продвинутыми, то в реальности внутренне они пока разделяют услуги для обычных людей и для людей с инвалидностью.
- Почему у нас в стране так долго не формируется устойчивое понимание, что для всех должно быть одинаково доступно?
- Возможно, не корректная подача информации о жизни инвалидов, поддерживается стереотип, что инвалиды не способны нести ответственность за свою жизнь, зарабатывать деньги. У нас в стране живет много добрых хороших людей, кто готов помочь тебе на улице, поднять коляску, но системно это не работает с точки зрения инфраструктуры. В Америке, кстати, все наоборот – много инфраструктуры, но на улице вообще никому до тебя нет дела. Мне кажется, что в нашем менталитете, чтобы всёсделали правильно, нужна карательная, но максимально прозрачная и всем понятная система. Пока все хорошие законы, которые были приняты, не работают в полную силу, так как их не исполняют. Возможно, если бы были выше штрафы,и условия исполнения, которые нельзя нарушить в формате «звонок другу» это бы изменилось. Должен быть закон, который ты не можешь, а главное не хочешьнарушить.
- Спасибо за беседу.