В последние годы огромная роль в формировании экологически ответственной личности возлагается на уникальные «природные лаборатории» — национальные парки и заповедники. Изучение экологии и биологии в «природных лабораториях» — походы в лес, на море, путешествия на болота позволяют всесторонне изучать животный и растительный мир, почувствовать красоту и хрупкость экосистем.
Практическая природоохранная деятельность способна превратить юных посетителей в активных сторонников заповедного дела. Национальный парк «Куршская коса», благодаря своему географическому положению, имеют огромный потенциал в организации экологических программ для детей разного возраста как Калининградской области, так и приезжающих из России и Европы. Однако на данный момент заповедные территории области не обладают соответствующей инфраструктурой для создания образовательной среды. Особый фокус проекта направлен на детей и молодежь, в том числе с инвалидностью, их возможность принимать участие в решение природоохранных проблем Калининградской области и региона Балтийского моря.
Для этого в рамках проекта будут:
- Разработаны образовательные программы, которые познакомят участников с такими актуальными экологическими проблемами Калининградской области, как: морской мусор, климатические изменения, сокращение био разнообразия.
- Адаптирована природная среда для проведения занятий с детьми с инвалидностью.
- Проведены обучающие семинары для сотрудников национального и регионального парков по методикам проведения занятий и эффективному взаимодействию с посетителями заповедных территорий, в т. ч. с инвалидностью. Тем самым персонал природных парков благодаря обучению и обмену опытом научится не только принимать посетителей с разными формами инвалидности, но и эффективно использовать необходимую инфраструктуру и элементы доступной среды, разрабатывать пособия и материалы для занятий на природе, исходя из потребностей приезжающих групп.
- Дети и молодежь, включая детей с инвалидностью, будут вовлечены в процессы экологического образования, сохранения заповедных территорий, спасения редких видов животных и растений и получат полезные навыки нахождения в дикой природе и основ заповедного дела. Для некоторых из них обучение станет проф. ориентированием и впоследствии экология и биология могут стать призванием и специальностью.
Участие в природоохранных акциях (таких как, «Чистые берега») и оказание практической помощи по очистке морского побережья будет способствовать выработке активной гражданской позиции и осознанию личной ответственности за состояние окружающей среды.
Данный проект является продолжением проекта «Экотропа Королевский бор» — увидеть и сохранить», который направлен на переосмысление использования природных ресурсов, предоставление доступа к заповедным территориям и проведение занятий по проблемам экологии с участием детей разного возраста, в т. ч. с инвалидностью.